ПОИСК
Общество и люди

«Как только выключили телекамеру, директор школы не преминула заметить, что одними танцульками детей не научишь»

15:06 24 апреля 2021
Ольга Халепа
Весной 2020 года, когда в Украине был объявлен первый локдаун в связи с пандемией коронавируса и всех школьников перевели на дистанционное обучение, об учительнице биологии из села Яковлевка Харьковской области Ольге Халепе узнала едва ли не вся страна. Ольга стала записывать видеоуроки, читая биологию с помощью рэпа. Небанальный подход учительницы покорил не только ее учеников, но и школьников со всей Украины. Видеоролики на YouTube-канале Ольги Халепы стремительно набирали просмотры. Ученики и их родители пришли в восторг от хип-хопа про онтогенез и лекции о лишайниках в форме кавера на бессмертный хит группы Queen. Число подписчиков на канале учительницы росло с каждым днем, а видео набирали больше 50 тысяч просмотров. Сейчас, когда школьники опять ушли на карантин, многие учителя рекомендуют своим ученикам смотреть уроки Ольги и отмечают, что после них дети действительно начинают интересоваться биологией.

А Ольгой еще с весны 2020 года активно интересуются журналисты. Ее неоднократно показывали центральные украинские телеканалы. Учительница даже выиграла стипендию от фонда «Відродження» на развитие своего YouTube-канала.

Недавно стало известно, что Ольга уволилась из школы, в которой проработала много лет. И произошло это из-за буллинга со стороны директора и «старой гвардии» коллег, которые были против новаторских подходов в преподавании. О планах на будущее и ситуации, из-за которой вынуждена была уйти из школы, Ольга Халепа рассказала «ФАКТАМ».

«Всегда старалась поставить себя на место детей и ответить на вопрос, что мне было бы интересно»

Первый рэп-урок Ольги Халепы вышел на YouTube 6 апреля 2020 года. Учительница говорит, что сама не ожидала такого успеха. Просто пыталась заинтересовать своих учеников.

— Узнав о том, что все будут переходить на дистанционное обучение, я сначала немного растерялась, — вспоминает Ольга Халепа. — Но потом подумала, что мой предмет как раз позволяет выходить на улицу и записывать интересные видеоуроки на природе. Вариант просто дать ученикам прочитать параграф из учебника не рассматривала. Детей таким не заинтересуешь даже в школе, что уж говорить об обучении дома.

Я и до пандемии искала нестандартные подходы. Всегда старалась поставить себя на место детей и ответить на вопрос, что мне было бы интересно. Поэтому создавала презентации, использовала на уроках проектор, делала с детьми анимацию. Мы с учениками играли в биологические карты, а контрольная работа могла проходить в виде ток-шоу или брэйн-ринга. И это давало результаты — ученикам было интересно, они хорошо знали биологию.

РЕКЛАМА

Когда начался карантин, стало понятно, что необходим видеоформат. Дети воспринимают его лучше всего. А учитывая всеобщий стресс из-за пандемии, мне захотелось немного разрядить обстановку, поднять детям настроение. Так и появилась идея рэп-уроков. Дети любят рэп, и это могло им понравиться. А я давно пишу стихи и решила применить свои навыки на практике. Записала первый урок и отправила его в наш учебный чат.

— Как отреагировали ученики?

РЕКЛАМА

— Были под впечатлением: «Вау! Биология и рэп — круто!» Понимая, что хороший Интернет есть не у всех, я отдельно создавала презентации, файлы с которыми можно бы открыть при не очень хорошем сигнале. Отдельно создавала и так называемый конструктор домашнего задания, где расписывала, какие термины нужно запомнить, какие таблицы заполнить. Оценили видеоуроки и родители учеников. Многие из них потом звонили и говорили, что это отличная идея — дети заинтересованы, живо обсуждают и учат предмет. После этого они и других учителей стали просить придумать что-то интересное вместо того, чтобы просто давать задания в вайбер-чате.

— Популярность ваших видеоуроков быстро росла. Как на это реагировали в школе?

— Некоторые коллеги звонили и говорили, что им понравилось, мол, интересно и необычно. А вот руководство школы вообще никак не реагировало. Первые три месяца карантина администрация школы практически не выходила на связь. За это время о нашей школе уже действительно узнала вся страна. На телевидении стали появляться сюжеты о моих рэп-уроках, на YouTube-канал приходило все больше подписчиков. Летом директор школы объявилась в чате и поздравила всех с тем, что наша школа выиграла проект на ремонт столовой. Тему моих уроков даже не затронула. Я и не удивилась, потому что знала, какое у нее отношение к моим инициативам.

РЕКЛАМА

«Классные руководители жаловались, что из-за моих проектов им приходилось заниматься с учениками внеклассной работой»

— Директор была против?

— Она делала все для того, чтобы эти инициативы пресечь. Например, еще в 2011 году я создала проект «Школа має таланти», который за восемь сезонов существования уже стал традицией — дети к нему готовились и очень его ждали. Но директор проект закрыла, заявив, что он «отвлекает детей от учебы». Аналогичная история произошла с моим проектом «Найкращий клас» — это была рейтинговая система внеклассной работы, где каждый класс зарабатывал баллы. Очень интересное соревнование. Ученики стремились к коллективной работе, стали дружными и сплоченными. На кону был денежный приз, который класс-победитель тратил на экскурсию или пикник.

Читайте также: Татьяна Веркалец: «Я не забираю у ученика шпаргалку, ведь во время ее написания ребенок лучше усваивает материал»

Еще я активно занималась школьным самоуправлением. Организовывала выборы школьного президента — с предвыборной программой, голосованием. Придумала герб нашей школы и написала гимн. Именно во время такой внеклассной работы ученики часто раскрываются, развивают свои таланты. В 2014 году я организовала военно-патриотическое движение «Джура», создала на базе школы летний лагерь. Но, когда в школе поменялся директор, все эти проекты закрыли. Мне было сказано, что это никому не нужно и на меня жалуются классные руководители.

— Жалуются за что?

— За то, что из-за моих проектов им как наставникам своих классов иногда приходилось заниматься с детьми внеклассной работой. Так рассуждали учителя, которые давно уже потеряли интерес к работе и досиживали до пенсии. Для них я со своими идеями была как кость в горле. Поэтому они охотно голосовали за отмену проектов, всячески мне препятствовали и травили. Не знаю, что это: зависть или просто непринятие чего-либо нового.

Нескольким коллегам, которые меня поддерживали, тоже досталось. Дошло до того, что директор прямо им говорила: «Не общайтесь с этой Халепой». И видя, что они общаться со мной не перестали, объявляла им выговоры по надуманным поводам. Например, одной моей коллеге объявили выговор за то, что она не выставила на сайт школы какую-то фотографию, хотя это вообще не входило в ее обязанности.

— Вам тоже объявляли выговор?

— Да. После того, как однажды дети на уроке случайно зацепили проектор и он упал. Я просила провести по этому поводу служебное расследование, но нет — сразу выговор. В результате проектор у меня забрали, потому что директор решила, что он не нужен: дескать, все преподают без проектора, значит, и я не должна выделяться. Поэтому даже не сомневалась, что мой подход к видеоурокам директор не оценит.

Когда журналисты одного из центральных телеканалов приехали снять сюжет о моих видеоуроках, они захотели поговорить и с директором. Та на камеру сказала, что мои уроки очень интересные и она с дочкой тоже их смотрит. Но, как только камеру выключили, не преминула заметить, что «одними танцульками детей не научишь».

А потом представители общественной организация «Країна» прислали мне медаль «За преданность делу» и попросили директора мне ее вручить. Она вручила, похвалила меня и даже извинилась за то, что было раньше. Я очень удивилась. Но потом оказалось, что сделала она это не просто так. Через неделю должны были состояться общественные слушания, на которых из-за реорганизации школы директор могла лишиться должности. И ей срочно понадобилась моя помощь в организационных вопросах. Я сделала то, о чем меня просили, после чего все вернулось на круги своя. На первом же собрании в мою сторону посыпались замечания и язвительные комментарии: «Ты что тут, звезда? Тебя слишком много, сиди молча…»

Буллинг со стороны директора продолжался, и я никак не могла себя защитить. С несколькими коллегами, которые меня поддерживали, мы не раз обращались к районному руководству, просили чиновников вмешаться в ситуацию. Те обещали отреагировать, а сами максимум присылали в школу психологов, которые проводили какие-то бесполезные тесты. Профсоюз у нас существует только на бумаге, на деле от этой организации никакой помощи.

Читайте также: Читайте также: Учитель — как бомж, который собирает поборы и ничему не учит, — известный педагог

Атмосфера в школе накалялась еще и из-за недовольства родителей учеников. Многих не устраивало то, что закрылись внеклассные проекты, которые нравились детям, что качество обучения по многим предметам ухудшилось и ученики перестали занимать призовые места на олимпиадах. А во время карантина большинство предметов фактически не преподавалось — некоторые учителя не могли даже отправить в электронном виде задания, потому что привыкли писать от руки и не хотели ничего менять.

Родители начали жаловаться районным властям, а когда это не помогло, стали забирать детей из школы. Директриса еще заявила, что во всем виновата Халепа — дескать, я «разваливаю школу». В тот момент поняла, что больше не могу здесь оставаться, и принесла заявление на увольнение. Директор, увидев его, только усмехнулась: «Подойдите через час, отдам трудовую книжку».

«Судя по комментариям, мои видеоуроки сейчас смотрят школьники всей страны»

После увольнения Ольги Халепы из школы ушло еще больше детей.

— Около 60 учеников перевелись в другую школу, — говорит Ольга. — Она в 15 километрах от нашего села, но зато там внедряются современные подходы к обучению, в чем заинтересованы и дирекция, и учителя. И дети готовы туда ездить. Что же касается нашей школы, то ее в результате все же реорганизовали в девятилетнюю, а директрису уволили. Говорят, сейчас она претендует на должность завотделом образования в соседнем районе…

«Старая гвардия» учителей там осталась, но им теперь некого учить — в школе нет ни первого, ни второго, ни пятого, ни девятого классов. Большинство классных руководителей, которые вставляли мне палки в колеса, теперь остались без классного руководства, потому что дети массово стали уходить и классы распались. Мне искренне жаль школу, которой я отдала столько времени и сил.

Ольга Халепа выиграла стипендию от фонда «Відродження» на развитие своего YouTube-канала. «Хочу купить качественную аппаратуру, чтобы мои видеоуроки стали еще интереснее», — говорит учительница

— Что вы планируете делать дальше? Возможно, будете работать в другой школе?

— В нашем селе других школ нет. А в той, в которую перешли большинство моих учеников, нет свободных ставок. Поэтому пока не знаю. Если честно, после произошедшего я разочарована даже не столько одной школой, сколько нашей системой образования, в которой учитель оказывается совершенно беззащитным. Ты стараешься, живешь школой, не требуя при этом никаких поощрений и доплат, работаешь за несчастные пять тысяч гривен. Над тобой при этом издеваются, и никто не может и даже не пытается тебя защитить. И эта проблема массовая.

Сейчас мне пишут учителя из разных городов, которые оказались в такой же ситуации. Они постоянно совершенствуются, стараются внедрить новые подходы и вместо благодарности сталкиваются с буллингом и издевками со стороны «старой гвардии» педагогов и администрации, которым все эти инициативы не нужны. Таких людей куда больше, и им в конце концов удается задавить новаторов.

Что касается меня, то я продолжаю активно развивать свой YouTube-канал. Там уже почти восемь тысяч подписчиков. Сейчас, когда я выиграла стипендию на его развитие, хочу купить качественную аппаратуру, чтобы видеоуроки на природе стали еще интереснее. Судя по комментариям, мои видеоуроки сейчас смотрят дети всей страны. Это вдохновляет, и хочется делать еще больше и еще лучше. Одновременно с рэп-уроками развиваю проект «Руда біологія» — записываю видео на природе. Например, на днях снимала урок о дубах, находясь в дубовой лесополосе. Развиваю рубрику «Біожиза», где с помощью авторских биологических видеоисторий пытаюсь в интересной и доступной форме рассказать детям о биологических процессах и явлениях.

Есть задумка совместить биологию с историей, рассказывая и наглядно показывая, как делались те или иные открытия. Это тоже может быть очень интересно.

Напомним, из-за пандемии коронавирусной инфекции Верховная Рада освободила выпускников школ от государственной итоговой аттестации.

Фото со страницы Ольги ХАЛЕПЫ в «Фейсбуке»

1217

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров