ПОИСК
Общество и люди

Впервые в Киеве демонстрируют сразу две скифские пекторали: на выставке «Скифское золото» собраны самые ценные раритеты

6:40 27 августа 2021
Скифская пектораль

В конце июля в Музее исторических драгоценностей Украины открылась выставка, на которой впервые за много лет представлены оригинал известной золотой скифской пекторали, а также около полутора тысяч предметов (большинство — из благородных металлов), которые были найдены вместе с ней в кургане Толстая Могила на Днепропетровщине летом 1971 года. И вот на днях в Национальном музее истории Украины открылась выставка «Скифское золото». На ней демонстрируются одни из самых ценных раритетов скифской эпохи, которые Украина после провозглашения независимости показала более чем на 40 зарубежных выставках. Среди них — точная копия пекторали.

Поэтому сейчас в разных музеях Киева на всеобщее обозрение представлены оригинал пекторали и ее копия — такого еще никогда не было. Напомним, визуально отличить их легко по такому признаку: на оригинале заметны остатки эмали, которой были украшены цветы, но ее нет на копии. Выставку «Скифское золото» открыли по случаю 30-летия Независимости Украины.

«Золотые украшения скифов на вид могут казаться слишком тяжелыми, но внутри они пустые»

— В нашей экспозиции широко представлены украшения из золота, которые носили не только скифские женщины, но и жительницы греческих городов, существовавших в античные времена на побережье Черного и Азовского морей, — рассказал на открытии выставки «Скифское золото» ее куратор, научный сотрудник музея Юрий Полидович.

Юрий Полидович: «Скифские раритеты экспонировались более чем на 40 выставках за рубежом»

— В отделке этих украшений есть определенная символика?

РЕКЛАМА

— Да. Остановлюсь на сережках, которые, как считает часть исследователей, дарили женщинам на свадьбу. Они изготовлены в форме полумесяца, на рожках которого размещены две уточки. Они олицетворяют семейную пару. А на десяти подвесках, которые крепятся к сережкам, прицеплены маленькие птенцы, символизирующие детей. Представьте: женщина идет с такими серьгами и подвески на них легонько звенят. Этот звон похож на своеобразную мелодию, которая является молитвой женщины к богам о здоровье и благополучии ее детей. На вид эти серьги могут казаться слишком тяжелыми, но внутри они пустые. Поэтому весят около 10 граммов. Но это не так уж и мало. Существует версия, что женщины не носили их на ушах, а цепляли с двух сторон на головной убор. Замечу, то, что мы называем «скифским золотом», было сделано в основном греческими мастерами по заказу скифов.

На свадьбу скифским женщинам дарили серьги, которые звенели. Звон символизировал молитву женщины за своих детей

РЕКЛАМА

Отдельная витрина нашей экспозиции посвящена золотым накладкам на одежду и головным уборам скифов. На древнейших образцах накладок изображали исключительно диких животных. Но со временем под влиянием соседей — греческих городов Причерноморья — на скифских накладках стали изображать людей и домашних животных.

Головной убор гречанки, которая жила в Причерноморье

РЕКЛАМА

На представленной здесь золотой накладке на головной убор скифской женщины изображена целая сюжетная сцена: женщина, сидящая на троне с кубком и зеркалом в руках. У ее ног — мужчина с рогом (ритоном), вероятно, наполненным вином. И еще фигуры каких-то людей — свита. Одни ученые считают, что это сцена тайной свадьбы богини и скифского царя. Согласно другому толкованию исследователей, это изображение загробной жизни: родоначальник скифских царей Колаксай после смерти предстал перед богиней загробной жизни. Она смотрит в зеркало и видит в нем жизненный путь Колаксая.

Золотая накладка на головной убор скифской женщины

Кстати, по поводу рога, который он держит в руке. Рог с вином молодые скифы использовали в обряде побратимства. Они капали в ритон свою кровь, погружали туда оружие, а потом пили, произнося клятву. В отдельной витрине мы демонстрируем несколько рогов и фигурку золотого поросенка (он символизировал бога войны и победы), который, вероятно, украшал какую-то посуду. Эту искусно сделанную фигурку археологи нашли в ограбленном еще в древности кургане Хомина Могила на Днепропетровщине — злоумышленники не заметили кабанчика.

Рог с вином молодые скифы использовали в обряде побратимства

— На выставке представлено большое количество золотых колец с изображением людей и животных. Они также имеют какой-то смысл?

— Да. Например, на одном из колец видим льва, отдыхающего после поедания барана (по крайней мере так трактуют это изображение исследователи скифской мифологии). Баран для скифов был не просто пищей, но и источником фарна — животворящей энергии и силы. Лев блаженствует, насыщенный фарном. Скифы верили, что человек, который носил это кольцо, получал жизненную силу.

Скифы верили, что человек, который носит такое кольцо, получает жизненную силу

«В кургане Юрасина Могила имеем шансы найти исключительно ценные вещи»

Останавливаемся у витрины, в которой демонстрируется скифское оружие.

— Скифы понимали, что захоронения их царей и знати будут пытаться ограбить воры, несмотря на огромные размеры курганов, которые насыпали над этими могилами, — говорит археолог доктор исторических наук Виталий Отрощенко. — Поэтому скифы делали в курганах тайники для ценных вещей. Именно в таком тайнике в кургане, который находился возле села Великая Белозерка в Запорожской области, был найден акинак (скифский меч) IV века до нашей эры, украшенный золотыми накладками с изображением зверей. Тайник случайно обнаружил один из рабочих, участвующих в наших археологических раскопках: он задел лопатой рукоятку акинака, понял, что это старинная вещь, и позвал нас. Мы аккуратно раскопали находку. Меч был воткнут вертикально в землю.

Золотая накладка на ножны

— Золотом на этом акинаке украшены рукоять и накладка на ножны, в который вкладывали меч, — комментирует куратор выставки «Скифское золото» Юрий Полидович. — На золотой накладке изображено, как мифическая птица грифон и лев напали на оленя (главное жертвенное животное у скифов). На накладке имеется выступ в виде головы кабана. Он олицетворял для скифов бога войны и победы. Его имя они держали в тайне от чужаков. Скифы не имели письменности, поэтому оставить надпись с именем божества не могли. Геродот в своей «Истории» назвал его по аналогии с греческой мифологией богом войны Аресом. А мы дали ему условное имя — «скифский Арес». Он единственный из богов, кому скифы сооружали алтари.

Эти ритуальные сооружения формой напоминали курганы. Скифы втыкали в них меч и приносили кровавые жертвы богу — чтобы он даровал им победы в сражениях.

Ритуальный предмет

— Скифы украшали сбрую коней?

— Да, — отвечает Юрий Полидович. — Причем отделкой не только из бронзы и серебра, но и из золота. Мы демонстрируем искусно сделанную золотую накладку, украшавшую лоб лошади, на которой изображена сцена охоты на косулю всадника с луком (возможно, это кто-то из скифских богов).

— Над Украиной пролились два «золотых дождя», и есть шансы, что будет еще и третий такой «дождь», который пополнит музейные фонды Украины многими пока не известными науке скифскими шедеврами, — заявил на открытии выставки «Скифское золото» заведующий отделом Института археологии НАНУ кандидат исторических наук Юрий Болтрик. — О каких «дождях» идет речь? Во времена Российской империи, в конце XIX — начале XX веков, были проведены раскопки многих скифских курганов на территории Украины, результатом которых стала находка большого количества украшений, украшенного оружия, посуды, ритуальных предметов, значительная часть которых сделана из золота. Это был первый «золотой дождь». К сожалению, эти раритеты осели в России в коллекции Эрмитажа.

Накладка на колчан

Второй «золотой дождь» — это находки, сделанные начиная с 1960-х годов. Что способствовало тому, что они были сделаны? В связи с массовыми мелиоративными работами в последние 30 лет существования СССР многие курганы подлежали сносу. Но перед этим их по закону должны были исследовать археологи. Благодаря этому мы получали финансирование на проведение раскопок скифских памятников.

А, скажем, курган Толстая Могила, в котором археолог Борис Мозолевский нашел известную пектораль, удалось исследовать в значительной степени благодаря тому, что директор Орджоникидзевского горно-обогатительного комбината Григорий Середа предоставил экспедиции грейдеры: курган огромный, чтобы быстро снять немалые объемы земли, требовалась мощная техника. Директор стал, собственно, спонсором раскопок. Меценаты были и у всех экспедиций, исследовавших скифские курганы во времена Российской империи.

Накладки на одежду

Чтобы над Украиной пролился третий «золотой дождь» скифского золота, нам, современным археологам, нужны спонсоры. Еще остались неисследованные курганы. Ценность того, что может в них находиться, прекрасно понимают грабители. Если до сокровищ не успеем добраться мы, то до них доберутся они. Пример тому — курган Юрасина Могила, в котором неизвестные в прошлом году вырыли 12-метровый котлован и сделали подземный ход. По размеру этот курган примерно вдвое больше Толстой Могилы. Чем больше курган, тем выше статус скифа, который под ним похоронен. Поэтому в Юрасиний Могиле мы имеем шансы найти исключительно ценные вещи.

Читайте также: Ворам не хватило немного везения, чтобы завладеть скифской пекторалью: 50 лет уникальной находке

2686

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров