ПОИСК
Общество и люди

Йом Кипур у иудеев: традиции и запреты праздника

15:09 15 сентября 2021
Йом Кипур

Вечером в среду, 15 сентября (сутки лунного еврейского календаря начинаются с заходом солнца, а не в полночь, как в григорианском и юлианском календарях), наступает 10-й день месяца Тишрей (в нынешнем году он приходится на 16 сентября). И начинается один из самых торжественных и светлых праздников в иудаизме — Йом Кипур, завершающий сорокадневный период духовного очищения тех, кто исповедует иудаизм (30 дней из них составляют последний месяц еврейского календаря Элул, в который подводятся итоги заканчивающегося года. А 10 следующих, наступивших после Рош ха-Шана, носят название «дни трепета и покаяния»).

История праздника

Йом Кипур — это день искупления и прощения (именно такое значение в переводе с иврита имеет слово «кипур»). И, конечно, совсем не случайна дата праздника. Как сказано в Торе, после совершения евреями греха золотого тельца Моисей не единожды обращался ко Всевышнему с просьбой о прощении. И наконец в один из дней услышал от Бога: «Простил Я по просьбе твоей». Этот день как раз пришелся на Йом Кипур. С тех пор Йом Кипур стал днем, когда Всевышний прощает еврейскому народу все грехи. Во времена существования Храма это был единственный день в году, когда первосвященник заходил в его Святая Святых, произносил имя Всевышнего и просил у него прощения и для себя, и для всего народа Израиля.

Считается, что в Рош ха-Шана, взвесив поступки каждого человека в течение года, Всевышний записывает его в одну из трех книг: книгу праведников, книгу грешников и книгу средних. И дает еще одну возможность каждому искренне раскаявшемуся в «дни трепета» еврею изменить жизнь к лучшему, начать все с чистого листа. Об этом говорится и в одной из молитв, читаемых в день праздника: «Раскаяние, молитва и пожертвования отменяют тяжкий приговор». В Йом Кипур судьба каждого человека решается окончательно и решение это закрепляется печатью.

В одной из молитв, которые читаются в день праздника, сказано, что «раскаяние, молитва и пожертвования отменяют тяжкий приговор"

Традиции праздника

Существует несколько древних традиций подготовки к этому празднику. Например, одна из них гласит: «Перед Всевышним очиститесь». Для ее выполнения накануне Йом Кипура после полудня или после того, как пройдет треть светлой части суток, каждый должен окунуться в воду резервуара, предназначенного специально для очищения от ритуальной нечистоты, который называется миква.

Еще один древний обычай, исполняемый, как правило, перед рассветом накануне Йом Кипура, символизирует искупление грехов. Его название — капарот (капорес) — происходит от слова «капара», что означает очищение, искупление, выкуп. Это сложный обряд, состоящий из множества элементов, но в самых общих чертах он выглядит следующим образом. Для каждого члена еврейской семьи приобретаются живые петух (для мужчин) или курица (для женщин). Беременная женщина, еще не знающая, кто у нее родится, берет одного петуха и двух кур. Если у семьи нет возможности обеспечить птицами каждого члена семьи, разрешается для выполнения обряда одну и ту же курицу или петуха использовать несколько раз. Держа птицу в правой руке, читают специальную молитву, а затем, подняв петуха (курицу) над головой, совершают три круговых движения, приговаривая: «Это — замена мне; это — вместо меня; это — выкуп мой. Пусть уделом этого петуха (курицы) станет смерть, а моим уделом — благополучная долгая жизнь и мир!». В некоторых общинах вместо кур разрешено для капарота использовать других птиц (только не голубей) или даже рыбу. Затем птицу несут к специальному резнику, после чего куриную тушку или вырученные от ее продажи деньги жертвуют нуждающимся людям. В наше время распространен обычай делать капарот сразу с помощью денег, но начало повторяемой фразы в этом случае звучит иначе: «Пусть эти деньги пойдут на цдаку (пожертвование), а я — на благополучную долгую жизнь и мир!»

Для выполнения обряда одну курицу или петуха можно использовать несколько раз (фото ua.depositphotos.com)

Цель обряда — напомнить каждому, что греха без наказания не бывает. И, если бы не милосердие Всевышнего, дающего провинившимся возможность раскаяться и искупить свои грехи, каждого из них могла бы постичь судьба погибшей птицы.

А милосердие Божье поистине безгранично. При искреннем раскаянии Всевышний не просто прощает грехи, совершенные по отношению к нему (например, нарушение кашрута — свода правил, касающихся питания, или правил шаббата — еврейской субботы), а как бы аннулирует их, так, как будто их и вовсе не было.

Но совсем другое дело, если речь идет о нанесении обиды или иного вреда одним человеком другому. Такой грех Всевышний не прощает, пока обидчик не извинится перед обиженным и не получит его прощения. Поэтому, даже если не помнишь за собой вины, по еврейской традиции, при встрече со знакомыми в период между Рош ха-Шана и Йом Кипуром на всякий случай надо у них попросить прощения: «Если я вас чем-то обидел, то, пожалуйста, извините!». Ну, а если вина все-таки есть, без личного извинения, причем самого искреннего, от всей души, не обойтись. Если при этом человеку нанесен материальный ущерб, его обязательно надо возместить, долг — отдать, как и вернуть вещь, взятую без спроса, и т. д.

Если с первого раза вас не простили, по еврейскому закону, просить прощения надо до трех раз, после чего можно считать свой моральный долг перед обиженным выполненным. В свою очередь, каноны иудаизма предписывают, чтобы тот, кому виновный доставил страдание, простил его всем сердцем. Причем, помня, насколько губительны для души такие чувства, как возмущение и гнев, сделать это надо обязательно, даже если с вами поступили очень несправедливо.

Пост в Йом Кипур

Учитывая, что отмечается Йом Кипур очень строгим постом (причем это единственный из семи существующих в течение года постов, заповеданный непосредственно Торой), в день перед Йом Кипуром поститься запрещено. Считается, что тот, кто ест накануне и соблюдает пост в день праздника, заслуживает награду, как если бы он постился два дня. Последнюю же перед постом обильную трапезу устраивают накануне праздника примерно за час до захода солнца. Причем в Торе сказано, что за этой трапезой надо есть больше обычного, чтобы во время поста были силы молиться с большей самоотдачей.

А начинается пост за 18 минут до захода солнца 15 сентября и продолжается до появления на вечернем небе 16 сентября третьей звезды. В этот период полностью запрещены еда и питье. Исключение делается для мальчиков до 13 лет и девочек до 12 лет, но с девятилетнего возраста детей начинают постепенно приучать к посту, увеличивая перерыв между приемами пищи. В некоторых случаях разрешено не поститься роженицам и больным людям по указанию врача. Но и здесь существуют нюансы, позволяющие и соблюсти еврейские законы, и не навредить здоровью человека.

На время поста действует и множество других запретов: нельзя мыться (исключение делается для больных людей, рожениц или беременных на последних месяцах, которым мыться необходимо, а также для тех, кому надо смыть грязь с рук или тела), умываться (в гигиенических целях омывают только кончики пальцев), чистить зубы и полоскать рот. В Йом Кипур нельзя пользоваться парфюмерией, кремами, маслами и мазями, носить кожаную обувь, даже если кожаной является только отдельная часть обуви (но женщинам, которые могут пользоваться только обувью с ортопедической стелькой, использовать ее разрешается, даже если она сделана из кожи). Запрещены и интимные отношения.

В Йом Кипур замирает вся деловая жизнь. В Израиле в этот день не работают теле- и радиостанции, общественный транспорт, закрыт аэропорт. Даже мобильными телефонами стараются пользоваться в самом крайнем случае. На дорогах нет транспорта, за исключением машин скорой помощи, пожарных и т. п., ведь работа в этот день разрешается только в одном случае, — если она направлена на спасение человеческой жизни.

Посещение синагоги в Йом Кипур обязательно. По традиции, отец (а если его нет, это делает мать) благословляет своих детей перед тем, как идти в синагогу (сделать это можно даже по телефону). На совместную молитву верующие отправляются в белых одеждах, символизирующих чистоту помыслов. Женатые мужчины берут с собой в синагогу на службу свечу, которая называется свеча жизни — она должна гореть целые сутки.

На совместную молитву в синагогу верующие отправляются в белых одеждах, символизирующих чистоту помыслов

Служба этого праздника самая сложная и торжественная из всех — с небольшими перерывами она длится практически весь день. Звучит большее, чем обычно, количество молитв, а также специальная поминальная молитва «Изкор». В этот праздник стараются дать больше обычного обязательный в иудаизме благотворительный взнос в пользу бедных и нуждающихся — цдаку. В том числе платят цдаку и в память об умерших родственниках, которые будут поминаться в молитве «Изкор».

Завершается праздник молитвой «Неила», которая читается только в Йом Кипур. А затем звучит одна длинная нота, исполненная на шофаре (музыкальном инструменте из бараньего рога).

Пост заканчивается. Праздничная трапеза, к которой верующие приступают после окончания Йом Кипура, начинается с хлеба, который обмакивают в мед — символ сладкой жизни в наступившем году. Как сказано в Торе, в это время с Небес звучат слова: «Иди, ешь в радости хлеб твой и пей с веселым сердцем вино твое, ибо уже стали желанны дела твои Богу!»

Читайте также: Шавуот у иудеев: чего нельзя делать в праздник дарования Торы и как его отмечают

Фото в заголовке https://ua.depositphotos.com/

326

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров
 

© 1997—2021 «Факты и комментарии®»

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством Украины.

Материалы под рубриками «Официально», «Новости компаний», «На заметку потребителю», «Инициатива», «Реклама», «Пресс-релиз», «Новости отрасли» а также помеченные значком публикуются на правах рекламы и носят информационно-коммерческий характер.