ПОИСК
Общество и люди

В джунглях вместе с гидами спасались от носорога на дереве: из-за пандемии заграничное путешествие супругов из Львова продолжалось более года

15:19 19 сентября 2021
Стася и Игорь Клюфас
— Когда в Непале на экскурсии в джунглях мы с моим мужем Игорем и двумя местными гидами увидели носорога (он был совсем близко — метрах в сорока от нас), сразу бросились спасаться на дереве, — рассказывает путешественница из Львова, актриса и писательница Стася Клюфас. — Перед этим меня удивило, что оба наши проводника подбирают камни на тропе. Сидя на дереве (хорошо, что оно выдержало четырех человек), стало понятно, зачем им эти камешки: они бросали их и выстреливали ими из рогаток в кусты, чтобы отвлечь внимание агрессивного гиганта. Кстати, брать с собой оружие гиды не имеют права — у них были только длинные бамбуковые палки и рогатки.

На инструктаже они говорили нам, что носороги очень плохо видят, но имеют прекрасный слух. Поэтому мы сидели на дереве тихо. Прошло немало времени, пока проводники сказали, что животное ушло и мы можем слезть. Но дальше двигались по тропинке с опаской — вокруг была высоченная трава, поэтому не были уверены, что из нее неожиданно не выскочит носорог. Сердце начало аж подпрыгивать, когда услышали удары копыт: «гум-гум». Это были олени. Они перепрыгивали через дорогу и исчезали в траве. Очень красивое и величественное зрелище!

А еще в начале экскурсии мы оказались рядом с бенгальским тигром. Собственно, увидеть его не довелось, но мне стало страшно, когда гиды вдруг сосредоточились и стали напряженно прислушиваться. Оказалось, они заметили след тигра, причем мокрый. Это означало, что хищник недавно был на этом месте и пометил свою территорию мочой. Мы немедленно присели и замерли, чтобы не выдать себя. Я в панике пыталась вспомнить наставления, которые нам давали гиды: если встретим тигра, не бежать, не поворачиваться спиной, а медленно отходить назад, поддерживая с ним визуальный контакт (то есть. смотреть хищнику в глаза).

Мы просидели минут 10−15, пока проводники наконец позволили продолжить путешествие. В конце этой экскурсии снова увидели носорога. Он перебирался на наш берег реки, и мы заметили в воде недалеко от него огромных крокодилов.

Эта история случилась еще в начале нашего заграничного путешествия, которое длилось 435 дней. Мы поехали путешествовать по миру накануне пандемии. Поэтому она застала нас в дороге. Из-за коронавируса на восемь месяцев (!) застряли в Мьянме. Но и в условиях карантина жили в этой экзотической стране интересной жизнью.

«В Гималаях в доме, где мы ночевали, вода в бутылках за ночь превращалась в сплошной лед»

— Сколько времени должно біло длиться ваше путешествие?

— Мы не ограничивали себя конкретными сроками, но ориентировались на свои финансовые возможности. Рассчитали, что нашей денежной «подушки» хватит примерно на год, — отвечает Стася Клюфас. — Не хотели четко расписывать маршрут, чтобы не ограничивать своей свободы. Решили, что сначала полетим в Непал, я мечтала воочию увидеть самую высокую в мире гору Эверест. А в какую страну поедем после этого, заранее не планировали. Договорились, что решим это позже.

— Добрались до Эвереста?

— Мы поднялись в его базовый альпинистский лагерь, который находится на высоте 5364 метра (на фото с заголовка. — Авт.). Шли туда с тяжелыми (где-то 7−8 килограммов) рюкзаками девять дней. Еще останавливались на несколько дней в двух горных поселках, чтобы организм лучше приспособился к нехватке кислорода. До этого мы с Игорем имели опыт горных походов в Карпатах и на Кавказе в Грузии. Но во время многодневного перехода в базовый лагерь на Эвересте был момент, когда я плакала от переутомления. И все же мы не только успешно дошли до него, но и поднялись на гору Кала-Патхар (5643 метра), откуда Эверест видно как на ладони.

РЕКЛАМА

Читайте также: На Эвересте из-за нехватки кислорода люди не понимают, что творят: киевлянка рассказала о пережитом

Добрались до вершины вечером, когда окружающие пейзажи имеют особенно впечатляющий вид. Это захватывающее зрелище не сможет передать ни одна фотокамера — надо видеть все собственными глазами.

В горах на высоте более четырех тысяч метров мы очень мерзли. В домиках, в которых ночевали, нет отопления. Случалось, что за ночь вода в бутылках, которые стояли рядом с нами в комнате, превращалась в сплошной лед. Неудивительно, что, когда вернулись из Гималаев в столицу Непала Катманду, решили лететь туда, где тепло, — в Лаос (эту страну предложил Игорь). Пересекли ее с севера на юг и переехали в Камбоджу. А оттуда полетели в островное государство Индонезию. Останавливались на трех островах — Бали, Ломбок, Гили Траванган. Загорали на пляжах, купались в бухтах вместе с огромными черепахами. Игорь даже одну из них кормил с рук.

РЕКЛАМА

Когда наконец решили перебираться из Индонезии в другую страну, мир охватила эпидемия. Случаев коронавируса тогда еще зафиксировали лишь в двух странах Юго-Восточной Азии: одна из них — Мьянма. Туда мы и полетели. Кто мог предположить, что задержимся там почти на восемь месяцев.

Стася Клюфас: «Идея отправиться в такое длительное путешествие мне очень понравилась. Ведь я стремилась увидеть мир и приобрести собственный жизненный опыт»

— Еще в Непале мы впервые арендовали скутер (как раз накануне я получил в Украине водительское удостоверение) и смогли на нем ездить в такие отдаленные живописные уголки, куда не добрались бы общественным транспортом, — говорит Игорь. — Это нам понравилось, и в других странах мы много передвигались именно на скутерах. В Лаосе есть два больших туристических кольца, проехать которые рекомендуют самостоятельно. На первом из этих маршрутов много пещер (мы спускались в некоторые из них), скал, мест с прекрасными видами. На втором — немало водопадов и кофейных плантаций. Фермеры показывают туристам свои плантации, предлагают попробовать кофе.

В Камбодже (поехали туда после путешествия по Лаосу) побывали в пещере, в которой живут несколько миллионов летучих мышей. Когда наступил вечер, эта армия крылатых хищников начала вылетать на охоту. Это было впечатляющее зрелище, которое продолжалось минут 30−40. Все вокруг наполнилось характерным шорохом несметного количества крыльев.

Читайте также: Труднее всего на К2 было переступить через тела погибших альпинистов: две украинки поднялись на самую сложную для восхождения гору в мире

Мы не слишком любим организованные туры. Поэтому обычно сами организовывали свои поездки и экскурсии. Но несколько раз делали исключения. В частности, в одной из пещер Камбоджи. Мы встретили у пещеры мужчину, который пытался что-то нам сказать, но понять его странные возгласы было невозможно. Однако охранник пещеры объяснил на ломаном английском, что за символическую плату — один доллар — тот человек проведет для нас экскурсию по пещере. И попросил: «Дайте человеку заработать». Мы, конечно, согласились. С помощью света фонарика, жестов и междометий этот человек показал нам все самое интересное в пещере и провел через нее.

А еще в Камбодже на скутере мы добрались до места, где курсируют так называемые бамбуковые поезда. На самом деле это дрезины, корпус которых сплетен из бамбука (колеса и оси, разумеется, металлические). Позади таких транспортных средств сидят водители. Если едет поезд, пассажиры и водитель быстренько снимают дрезину с рельсов.

Игорь Клюфас: «Я побывал во многих странах до женитьбы, и еще тогда у меня появилось желание поехать в путешествие, которое длилось бы значительно дольше, чем обычный отпуск»

— В Мьянме, опять же благодаря скутерам, добрались до села, где нет централизованного электроснабжения, — добавляет Стася. — У некоторых тамошних крестьян есть электрогенераторы, но большинство местных освещают свои дома свечами.

— Коронавирус наконец поразил и Мьянму. Вам пришлось сидеть там на карантине?

- Конечно. Сначала мы три недели путешествовали по этой страней, планировали потом поехать во Вьетнам. Но он закрылся для туристов из-за коронавируса. Поэтому мы продлили визы в Мьянме еще на три месяца — надеялись пересидеть там пандемию, а затем продолжить путешествие.

Когда вспышки коронавирусной инфекции начались и в Мьянме, там ввели строгие ограничения, поэтому мы должны были сидеть дома, выходить разрешалось только в магазин и аптеку. Поселились в двухэтажном домике, нашими соседями стали шестеро путешественников из Латинской Америки. Это были семейные пары и туристы, путешествовшие сами. Но при тех обстоятельствах они решили жить вместе. С ними и нам не было одиноко. Я учила их украинским словам, они нас — испанским.

Читайте также: Я не возьму в поход туриста с пророссийскими взглядами: ветеран АТО «киборг» Дмитрий Вербич о собственном турбизнесе

Игорь начал изучать испанский язык и имел разговорную практику благодаря соседям. А еще он монтировал и преподавал в YouTube видеоролики о путешествии. А я начала писать книгу, используя дневниковые записи, которые вела с самого начала наших странствий. Кстати, по возвращении в Украину я завершила работу над книгой «Дыхание странствий». Игорь сам ее сверстал и вот недавно, 25 августа, мы получили из типографии первые экземпляры.

«Были в поселке, в котором люди живут на воде и выращивают в озере помидоры, огурцы, арбузы»

— Долго прожили с латиноамериканцами в том домике на карантине?

— Три месяца, — отвечает Игорь. — Потом были отменены строгие ограничения на передвижение по стране, и мы этим воспользовались — перебрались в другой регион. В штате Шан сделали еще одно исключение из нашего правила не обращаться к услугам гидов — ради того, чтобы увидеть, как живут люди, которые построили свои дома на воде. Огороды, где они выращивают помидоры, кабачки, огурцы, арбузы, также расположены на воде.

— Как им это удалется?

- Они собирают со дна озера водоросли и формируют из них основу для огородов. Закрепляют их бамбуковыми палками. На лодках эти люди возят детей в школу добираются до магазинов. Гид возил нас на лодке, показывал огороды, дома, ткацкую и сигаретную фабрики.

На ткацкой — женщины работают по 10 часов в день на традиционных механических станках, сделанных из дерева. Кроме ткани из хлопка, они изготавливают из местной разновидности лотоса очень дорогую шелковую ткань — небольшой ее кусок стоит где-то 100 долларов. Основные покупатели такого шелка — иностранные туристы. А на сигаретной фабрике женщины крутят сигареты вручную. Рабочий день там также продолжается 10 часов. Искусные мастерицы успевают за смену свернуть до 500 сигарет.

Путешествие Стаси и Игоря длилось 14 месяцев и 8 дней

— В Мьянме люди до сих пор ходят в традиционной национальной одежде — длинных юбках-лонджах (и женщины, и мужчины), — говорит Стася. — Женщины и дети намазывают лицо танакой — кремом на основе высушенных стволов одноименных деревьев. Он защищает кожу от солнца и отбеливает ее. А также местные женщины верят, что танака защищает от сглаза.

В той стране многие люди живут очень бедно, не имеют душа или ванны. В селах мы видели, как вечером местные жители массово ходят мыться к реке. Женщины и мужчины купаются в разных местах. Они там не только моются, но и чистят зубы, стирают, ловят рыбу. Бедность их не угнетает — люди производят впечатление счастливых. Они, как правило, дружелюбны, улыбчивы.

— В итоге через семь месяцев и три недели после прилета в Мьянму мы двинулись в Турцию, — продолжает Игорь. — Сначала путешествовали живописной Каппадокией, летали там на воздушном шаре, а потом перебрались на юг страны, чтобы пройти вдоль побережья Средиземного моря маршрутом «Миры тропы» продолжительностью около 500 километров. Весь его не одолели, потому что были без палатки, но все равно увидели много очень красивых мест и остатков древних городов. Странствовали по Турции полтора месяца и вернулись в Украину. Вообще же наш вояж длился 14 месяцев и 8 дней.

— Вы планировали путешествовать примерно год. Как у вас появилась идея такой длительной поездки?

— Это была идея мужа, — отвечает Стася. — Она мне очень понравилась. Ведь я стремилась увидеть мир и приобрести собственный жизненный опыт, которого (я это чувствовала) у меня мало. Где было такому опыту взяться, если раньше я жила не столько собственной жизнью, сколько театром и ролями, которые играла на сцене. Сразу после школы я поступила в университет на факультет актерского мастерства. Обожаю эту профессию, но она требует полной самоотдачи.

Когда меня приняли в труппу Национального драматического театра имени Марии Заньковецкой, я имела только один выходной в неделю — понедельник (к тому же часто и в этот день работала — учила роли). Отпуск можно было брать только в августе — в другие месяцы это не разрешалось.

С некоторых пор мне не давала покоя мысль: по большому счету о жизни, человеческих отношениях знаю в основном по драматургии, литературе. Возникла мечта много путешествовать, даже без четкого плана. Купить билет в далекую страну и пробыть в ней столько, сколько захочу, чтобы хватило времени и возможностей разобраться в себе и увидеть, как живут люди за пределами Украины. Когда мы с Игорем поженились и он предложил осуществить многомесячную зарубежную поездку, я обрадовалась этому. Кстати, к театру Игорь отношения не имеет — по профессии он программист.