ПОИСК
Общество и люди

Вместо судей — медиаторы: как украинцы смогут разрешать конфликты без суда

17:10 1 декабря 2021
договор суд

Пока в нашей стране не проведена судебная реформа, украинцы, обращающиеся к служителям Фемиды за справедливостью, вынуждены годами ждать решения, тратя свои деньги, время и нервы. Но недавно Верховная Рада урегулировала вопрос о возможности досудебного разрешения спора, приняв Закон Украины «О медиации». В предыдущей статье «ФАКТЫ» выяснили, что такое медиация при внесудебном урегулировании конфликта и в каких именно делах ее можно применять. Но осталось еще много вопросов, касающихся новой для Украины медиации споров. За более подробными разъяснениями «ФАКТЫ» обратились к юристам.

«Участие человека в медиации не может считаться признанием вины, исковых требований или отказом от этих требований»

Для начала следует выяснить, на каком этапе конфликта его можно разрешить посредством медиации?

«Закон предоставляет право сторонам третейского, арбитражного производства провести внесудебное урегулирование спора путем медиации на любой стадии конфликта, — сообщила „ФАКТАМ“ адвокат, партнер ЮА „Абсолют“ Ирина Земляная. — Совместное решение сторон медиации об урегулировании конфликта или спора по результатам медиации может утверждаться судом, третейским судом, международным коммерческим арбитражем».

Но есть нюансы.

«Проведение медиации не влияет на течение исковой давности, — уточнил «ФАКТАМ» старший юрист адвокатской фирмы Pragnum, арбитражный управляющий Вадим Маковий. — Следовательно, если у стороны конфликта сроки исковой давности уже истекают, то не стоит игнорировать свое право на обращение в суд. Целесообразнее будет уже во время судебного разбирательства дела ходатайствовать перед судом вместе с другой стороной о необходимости проведения медиации. В таком случае суд останавливает производство по делу на срок проведения медиации, но не более чем на 90 дней, и у сторон будет достаточно времени, чтобы завершить процедуру примирения.

Одним из способов побуждения сторон к примирению во время судебного разбирательства дела законодатель определил возможность возвращения 60 процентов судебного сбора, уплаченного при подаче иска или соответствующей апелляционной или кассационной жалобы, если договоренности о заключении мирового соглашения, отказе истца от иска или признании иска ответчиком достигнуты сторонами по результатам проведения медиации", — отметил Вадим Маковий.

Следует выяснить, как именно происходит разрешение конфликта с помощью медиации.

«Процедура медиации становится возможной, только когда стороны конфликта достигли взаимного согласия на проведение медиации, — подчеркнула Ирина Земляная. — Участие стороны в медиации не может считаться признанием такой стороной вины, исковых требований или отказом от этих требований. Стороны имеют право прекратить медиацию в любое время. Медиация производится под руководством медиатора или медиаторов. Медиация начинается с момента заключения сторонами договора о ее проведении. Договор заключается между сторонами конфликта или спора и медиатором».

При этом юристы отмечают, что порядок разрешения конфликта законом четко не определен, главное, чтобы были соблюдены требования законодательства, договора о медиации, правил проведения медиации и норм профессиональной этики медиатора.

«Если очень образно описать процесс медиации, то фактически медиатор погружается в суть конфликта, выслушивает стороны, изучает документы и в случае возможности примирения организует процесс, в котором каждая сторона выражает свою позицию, а задачей медиатора является создание таких условий, чтобы стороны услышали друг друга и нашли компромисс, — отметил Вадим Маковий. — Закон достаточно лоялен и дает сторонам конфликта возможность в договоре о проведении медиации самостоятельно определять все параметры проведения медиации, в том числе и выбирать кандидатуру самого медиатора».

И тут возникает правильный вопрос: кто такие медиаторы и как их назначают?

«Закон дает критерии для определения медиатора: это независимое, нейтральное, беспристрастное физическое лицо, проводящее медиацию и не имеющее полномочий для принятия решения по существу конфликта или спора, — сообщила Ирина Земляная. — стороны медиации самостоятельно выбирают медиатора или медиаторов или организацию, обеспечивающую проведение медиации.

Медиатором может быть физическое лицо, имеющее высшее образование и прошедшее базовую подготовку в сфере медиации в Украине или за ее пределами. Медиатором не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость, признанное судом ограничено дееспособным или недееспособным. Стороны медиации, государственные органы и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к медиаторам, которых они привлекают или чьими услугами пользуются, в том числе по возрасту, образованию, опыту работы. Объединения медиаторов и организации, обеспечивающие проведение медиации, также могут устанавливать дополнительные требования к медиаторам, которых они включают в свои реестры.

Но в законе указано, что будущий медиатор должен пройти базовую подготовку в сфере медиации, которая должна составлять не менее 90 часов обучения, в том числе 45 часов практического обучения, и включать теоретические знания по принципам, порядку и методикам проведения медиации, правовому регулированию медиации, этике медиатора, ведению переговоров, урегулированию конфликтов и споров, а также практические навыки их применения. Человек, прошедший подготовку, включается в реестр медиаторов", — рассказала Ирина Земляная.

«В Германии медиаторы работают непосредственно при судах, уменьшая таким образом количество судебных дел»

Если для Украины медиация является чем-то новым, то во многих странах такой метод досудебного разрешения споров существует уже давно. Но как он работает?

«Практика медиации широко используется в других странах уже достаточно продолжительное время, — рассказала Ирина Земляная. — Например, экспериментальные программы медиации с использованием добровольцев-медиаторов начались в США в начале 1970-х сразу в нескольких крупных городах. В течение следующих двух десятилетий были проведены сотни других программ, и сейчас практика медиации широко распространена в Соединенных Штатах.

Судебная практика США ориентирована на то, чтобы большинство споров разрешалось добровольно до суда, а судья может прервать суд и посоветовать сторонам поработать с медиатором. Серьезные переговоры в сферах экономики, бизнеса, политики проходят только с участием медиатора, выпускаются журналы, освещающие проблемы медиации. Есть Национальный институт разрешения диспутов, действуют частные и государственные службы медиации. Посредническая деятельность в США должна быть сертифицирована и закреплена в едином Законе «О медиации» и других подзаконных актах, например, «Правилах посредничества, применяемых в федеральном суде западного округа штата Мичиган».

Также большое количество европейских стран приняло законы о медиации между правонарушителем и потерпевшим. В 2008 году Европарламент и Совет издали Директиву «О некоторых аспектах медиации по гражданским и коммерческим делам». Разработано и принято национальное законодательство в сфере медиации во всех странах Европейского союза. В то же время в азиатских странах институт медиации не получил широкого распространения, поскольку в странах с религиозным мировоззрением судебные и внесудебные процедуры не очень популярны".

«Медиация является действенным инструментом разрешения конфликтных ситуаций во многих развитых странах, — продолжил Вадим Маковий. — В Великобритании суды эффективно стимулируют стороны к медиации, возлагая судебные издержки на ту сторону, которая отказалась от медиации, независимо от того, в ее пользу принято решение или нет. К тому же в отдельных категориях дел, например, семейные споры с участием детей, встреча с медиатором назначается самим судом и является обязательной.

В Германии медиаторы работают непосредственно при судах, уменьшая таким образом количество судебных дел. При этом такой механизм применяется не только в семейных спорах, но и в делах общей юрисдикции и административных.

В Китае, Венгрии и Корее соглашение по результатам медиации, утвержденное в порядке, установленном для третейских (арбитражных) решений, имеет силу третейского решения или арбитража и подлежит исполнению в установленном порядке. В то же время такой подход не совсем корреспондируется с принципом добровольности медиации.

А в Японии распространенность медиации связана с негативным отношением бизнес-среды к государственным судам как способу разрешения спора. Следовательно, значительное количество споров, исключительно с этической точки зрения, решается альтернативным внесудебным способом.

Доступ к правосудию во многих из вышеперечисленных стран является недешевым удовольствием, чего стоят только услуги адвокатов, поэтому медиация стала популярной при необходимости разрешить конфликтную ситуацию.

Вообще, на мой взгляд, мирное урегулирование конфликта — это самый быстрый и дешевый путь к достижению результата. Очень часто стороны конфликта считают, что, уступив в чем-то другой стороне, они слишком много потеряют или продемонстрируют свою слабость. Однако почти никогда никто не считает потери, которые будут нести все участники конфликта в случае открытого противостояния и «войны». Затяжные правовые баталии почти всегда завершаются заключением мировых соглашений, однако потраченные на противостояние средства и, самое главное, время никто не вернет. На войне потери несут абсолютно все, кроме продавца оружия, и это аксиома.

Украинцы — нация, всегда находящаяся в борьбе и противостоянии, это у каждого из нас в ДНК. Однако для того, чтобы развивалась экономика, предпринимательство и социум, необходимо научиться договариваться и иногда поступаться своими интересами для больших достижений. Есть надежда, что медиация как инструмент досудебного разрешения споров заработает в Украине, несмотря на менталитетное сопротивление внутри нас", — подытожил Вадим Маковий.

Следует напомнить, что обращаться в суд гражданам можно по месту регистрации. Но недавно парламент утвердил Закон «О реализации публичных электронных услуг по регистрации и декларированию места жительства в Украине», изменяющий порядок «прописки» граждан. Украинцы смогут декларировать место жительства, то есть сообщать органу регистрации о своем адресе в электронной форме с помощью Единого государственного веб-портала электронных услуг с последующим внесением такой информации в реестр территориальной общины.

Фото https://ru.depositphotos.com/

579

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров
 

© 1997—2022 «Факты и комментарии®»

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством Украины.

Материалы под рубриками «Официально», «Новости компаний», «На заметку потребителю», «Инициатива», «Реклама», «Пресс-релиз», «Новости отрасли» а также помеченные значком публикуются на правах рекламы и носят информационно-коммерческий характер.